Значимость СПГ для автомобилистов в К...

Значимость СПГ для автомобилистов в Казахстане преувеличена, заявил эксперт

«Столичные новости» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Вес сжиженного углеводородного газа (СУГа), подорожание которого стало поводом для беспорядков в Казахстане, в общей структуре потребления топлива в стране несущественен: на долю автомобилей на газе приходится менее 10%, заявил РИА Новости заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» Центра стратегических разработок (ЦСР) Сергей Колобанов.

При этом он отметил, что существуют значительные территориальные диспропорции: в ряде областей страны доля газовых автомобилей существенно превышает 10%. «Наибольшая доля зарегистрирована в Мангистауской области (областной центр – город Актау), где согласно официальной статистике около 60% автомобилей имеют возможность ездить на СУГ и, соответственно, увеличение цен на них в два раза в начале года оказалось в наибольшей степени чувствительным», — отметил он.

Эксперт также напомнил, что при производстве СУГов примерно в 3 миллиона тонн в год собственное потребление в стране составляет, по разным оценкам, 1–1,4 миллиона. При этом до конца прошлого года сохранялось госрегулирование оптовых цен на пропан и бутан. Благодаря этому, например, пропан на заправках Казахстана в конце года был в два — два с половиной раза дешевле, чем в России. А поэтапный переход к рыночным ценам начался в Казахстане с 2019 года посредством постепенного увеличения доли СУГов, реализуемой на электронных торговых площадках.

С нынешнего года планировалось полностью отказаться от прямого ценового регулирования этого сектора (кроме газа для бытовых потребителей и нефтехимических компаний), из-за чего и произошел двукратный скачок цен, пояснил эксперт, при этом отметив, что бензин и дизельное топливо в Казахстане по-прежнему существенно дешевле, чем в соседних странах.

Так, розничная цена на бензин там на треть ниже, чем в России, почти на 40% ниже, чем в Киргизии и более чем на 60% ниже, чем в Китае. Этот уровень поддерживается не за счет прямого регулирования, а за счет косвенных мер: действуют обязательства у ряда нефтедобывающих компаний поставлять часть нефти на переработку по дисконтированным ценам, установлены низкие акцизы на топливо, регулярно продлеваются запреты на вывоз топлива автотранспортом; кроме того, в Казахстане установлена низкая ставка НДС – всего 12%, заключил Колобанов.

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
2021 «Столичные новости». Все права защищены!