Экспозиция, посвященная Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, будет представлена на фестивале «Зодчество», сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
«Опыт строительства БКЛ убедительно демонстрирует, что «типовые» проекты могут иметь уникальный облик. В архитектуре новых станций соединяются богатая история города, дух старого метрополитена и ультрасовременная урбанистическая архитектура. И все же главная «визитная карточка» самой протяженной линии столичного метро – это мастерство эклектики. Архитекторы смело смешивали стили, фактуры и эпохи: тяжелые чугунные тюбинги здесь обрамлены белоснежным фарфором, ткацкий станок пронизан неоново-голубым светом, хай-тек соседствует с монументальным романским стилем, на панно с защитниками Древней Руси можно полюбоваться сквозь иллюминаторы, а мозаичные речные жители плавают недалеко от «затонувших сокровищ» – комсомольского значка и монет СССР. И важно, что БКЛ в полной мере дышит духом нового времени», – сказала Юлиана Княжевская.
Инфраструктурно БКЛ является важнейшим узлом в системе мультимодального городского транспорта: она имеет 47 пересадок, в том числе на 11 линий метро, три – на Московское центральное кольцо (МЦК), 18 – на МЦД и 13 – на линии железной дороги.
Благодаря этому до 25% снизилась нагрузка на радиальные линии метро и Кольцевую. Удобство пересадок и сокращение времени в пути подтолкнули часть автомобилистов отказаться от личного транспорта в пользу общественного, в результате от 5 до 15% уменьшилась загрузка МКАД, ТТК и вылетных магистралей.
БКЛ – это еще и целая веха в развитии транспортной архитектуры столицы, в этом проект наследует традиции первых линий метрополитена.
«Я воспринимаю наше метро с его 14 линиями и 250 станциями как одно сооружение, которое строится уже 85 лет и будет строиться дальше. Так веками создавались некоторые соборы, в архитектуре которых нашли отражение стилевые предпочтения разных времен. Московское метро – это такой мегапроект, позволяющий путешествовать во времени, этим оно всегда и привлекало. В оформлении станций БКЛ мы старались сохранить эту уникальность: все проекты – разные, яркие, запоминающиеся, достаточно просто выглянуть из прибывающего на станцию поезда и сразу понять, где ты находишься», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
На проекты ряда станций БКЛ были проведены архитектурные конкурсы. Благодаря им несколько молодых проектных команд смогли реализовать свои свежие замыслы, а московская подземка пополнилась коллекцией оригинальных и новаторских решений. Среди них «Марьина роща», «Кунцевская», «Терехово», «Мневники», «Нагатинский затон» и др.
В них были переосмыслены характерные приемы оформления классических станций с их величественными пилонадами и расширяющими подземное пространство порталами. Но к мрамору и гранитному камню добавился облицовочный бетон и современные композитные материалы (из которых, например, выполнены бесшовные зеркальные шары павильона «Марьиной рощи»).
И даже традиционная смальта, использованная художником Дейнекой в оформлении «Маяковской», авторами «Нагатинского затона» была прочитана современным языком.
Представляемая на «Зодчестве» экспозиция «БКЛ. Пространство новых возможностей» (стенд Москомархитектуры) познакомит с основными вехами и ключевыми принципами проекта. Разработанная бюро KRNV ARCHITECTS инсталляция цитирует узнаваемые морфотипы метро: тоннели, арки, своды, вестибюли, а также подробно рассказывает о каждой из 31 станции Большой кольцевой.
БКЛ – огромный творческий вызов, с которым нынешнее архитектурное поколение справилось достойно, показав, что и в XXI веке московское метро остается самобытным и неповторимым явлением мировой архитектуры.