В Москве строится новый квартал SOUL, архитектурная концепция которого во многом продиктована наличием на территории объекта культурного наследия — здания Изофабрики 1930-х годов на Часовой улице. Являясь примером современной европейской архитектурой, он отличается совершенно классическим подходом: разновысокая, в основном соразмерная человеку застройка с зелеными дворами и бульварами для жизни и добрососедства. Об этом рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«Изофабрика Георгия Гольца с аркадами и колоннадами — удивительный оммаж советского архитектора итальянскому Ренессансу. Вдохновляясь работами Филиппо Брунеллески, Гольц использовал те же принципы человекоцентричности и открытости здания городу. Это подлинное достояние района Аэропорт, о существовании которого большинство москвичей даже не подозревало, так как долгие годы здание было частью закрытой промышленной территории», — отметил Сергей Кузнецов.
Объект культурного наследия задает две важных характеристики будущего жилого квартала: понятный соразмерный человеку масштаб, который нарастает от центра к периметру, и его многоплановость, сложность, характерная для Москвы, где старое часто соседствует с новым, камерное — с высотным, а история переплетается с новыми трендами.
«Из былого сохранилась только общая конфигурация постройки, многие элементы оригинального декора и столярных изделий были утрачены. Однако, благодаря проведенным вскрытиям отделки удалось обнаружить под слоями штукатурки оригинальную отделку колонн, в том числе изящнейшие капители, оригинальные проемы, заложенные полвека назад, и множество других архитектурных элементов либо указаний на их вид и расположение, которые позволили восстановить образ здания в его авторском состоянии. Мы стремимся органично включить Изофабрику в городскую ткань, сделав ее душой нового квартала и ведущим лейтмотивом всей архитектуры проекта», — отмечает Илья Чепрасов, руководитель компании FORMA.
Протяженное здание Изофабрики формирует первый план квартала. Это центр жизни комплекса: здесь планируется разместить школу искусств, творческие мастерские и образовательные проекты, вернув объекту культурного наследия его историческое предназначение. За строением, на другой стороне зеленого бульвара-променада и рядом вырастает несколько корпусов от 6 до 9 этажей, редкая по современным меркам среднеэтажная застройка. Широкие панорамные окна дополнены активно артикулированной регулярной сеткой фасадов. Облицованные кирпичом перемычки между этажами и простенки между балконами добавляют домам в сплошном остеклении веса, заземляя их, подчеркивая их материальность, что так «идет» невысоким и чуть старомодным в этой своей камерности домам. Корпуса смотрят на бульвар и в собственные зеленые дворики, напоминающие традиционные дворы старой Москвы, но в современном ландшафтном оформлении.
Второй ряд застройки – высотные башни от 17 до 35 этажей. В отличие от малоэтажных корпусов они сделаны подчеркнуто легкими, более современными, с большей площадью остекления, разнообразным ритмом и мягкими отступами слегка сужающихся кверху фасадов. Сочетание разных по высотности строений создаёт ощущение естественной, нелинейной городской застройки, помогая органично вписать новый квартал в уже сложившуюся среду. Использование в отделке фасадов оттенков меди и бронзы гармонично колористике здания Изофабрики.
Напомним: автором архитектурной концепции квартала, победившей в конкурсе проектов, выступило известное бюро SimpsonHaugh. Концепция ревитализации объекта культурного наследия возложена на коллектив авторов — бюро MEI architects and planners совместно с ХОРА и APEX. Благоустройство разработано одной из старейших ландшафтных фирм Gillespies.