Минэк предложил дать приоритет россий...

Минэк предложил дать приоритет российским рабочим на госстройке

Минэкономразвития предложило предусмотреть приоритетный наем российской рабочей силы по аналогии с программой «Нанимай американцев» в США. Это одна из возможных мер поддержки подрядчиков инфраструктурного строительства

«Столичные новости» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Минэкономразвития предложило предусмотреть право правительства давать приоритет российским и евразийским подрядным организациям «без преобладающего найма иностранной рабочей силы» при проведении строительных госзакупок.

Об этом говорится в письме замминистра Минэкономразвития Владислава Федулова «О рассмотрении обращения трудовых коллективов», которое он направил во вторник, 11 января, в Минстрой и аппарат правительства. Источник, близкий к одному из ведомств, подтвердил РБК его подлинность. О направленном письме также сообщил "Коммерсантъ".

Федулов приводит в пример указ «Покупай американское, нанимай американцев» («Buy American and Hire American»), изданный в 2017 году тогдашним президентом США Дональдом Трампом. Этот указ предусматривал первичный наем местных работников при государственных закупках. «Такая мера позволит стимулировать занятость на российском рынке труда, а также работников с территории Евразийского экономического союза», — говорится в документе.

Эта мера поддержки наряду с другими, указанными в письме чиновника, является ответом на обращение дорожных подрядчиков, которые летом 2021 года пожаловались президенту Владимиру Путину на кризисную ситуацию в отрасли. Представители 19 крупных подрядных компаний, среди которых руководители «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, заявили, что за последние пять лет убытки отрасли достигли 137 млрд руб., а ее положение создает «неприемлемые риски» для национальной экономики, социальной сферы и безопасности страны.

РБК направил запросы в пресс-службы Минэкономразвития, Минстроя и правительства.

Какие меры еще предлагает Минэкономразвития

Кроме приоритета в найме российских строителей в письме Федулова содержится еще десять предложений по поддержке отрасли инфраструктурного строительства. Среди них:

  • Ввести постоянный механизм изменения цен на контракты из-за роста цен на стройматериалы. В августе прошлого года правительство разрешило увеличивать цену контрактов до 30% из-за роста цен не стройматериалы, но это касается только договоров, которые заключенных до 1 октября 2021 года;
  • Установить четкие критерии возможности корректировки цен контрактов, которые уже исполняются. Сейчас сделать это можно «если возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения». «Неопределенность данной формулировки может создавать риски уголовного преследования как для заказчиков, так и для подрядчиков», — считает Федулов;
  • Закрепить в резервном фонде правительства бюджетные деньги на компенсацию роста стоимости строительных ресурсов и предусмотреть эти расходы в Федеральной̆ адресной инвестиционной программе (ФАИП). Предлагается следующая схема: штаб правительственной комиссии по региональному развитию на основании комплексных запросов принимает решение об увеличении стоимости контракта, Минфин вносит изменение в сводную бюджетную роспись по перераспределению средств, Минэкономразвития не более чем через сутки после этого вносит изменения в ФАИП;
  • Утвердить типовые контракты по разным видам строительных, ремонтных и реставрационных работ, чтобы более четко регламентировать ответственность сторон и определить порядок действий при изменении условий контракта;
  • Перечислять аванс на расчетный счет строительного подрядчика. Сейчас строительные подрядчики «фактически не получают» авансы на свои банковские счета при заключении госконтракта, отмечает Федулов. Из-за этого для выполнения работ они должны «иметь собственные денежные средства или получать кредиты», говорится в письме;
  • Разрешить правительству утверждать порядок приемки работ по госконтрактам, в том числе определять предельное количеств замечаний, которые заказчик может предоставить исполнителю. Когда количество замечаний исчерпается, контракт нужно будет расторгнуть в одностороннем порядке, говорится в письме.

В письме также предлагается утвердить дорожную карту по поддержке производителей стройматериалов (для повышения объемов их производства и снижения стоимости продукции) и разрешить уменьшать финансовое обеспечение исполнения контракта до его исполнения в полном объеме. Кроме того, предложения касаются наделения федерального казначейства функциями «цифрового контроля» оплаты работ, исполненных подрядчиками, что должно сократить случаи кассовых разрывов у строительных компаний.

Зачем строительным подрядчикам поддержка

Представители подрядных компаний за прошлый год не раз заявляли о тяжелом положении в отрасли. По данным промежуточных результатов исследования НИУ «Высшая школы экономики» и Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК), почти половина из крупнейших российских дорожно-строительных компаний может обанкротиться, если регулирование этого рынка не изменится.

Согласно исследованию, Топ-200 российских дорожно-строительных компаний закончили 2020 год с прибылью 54,2 млрд руб. Но уже по результатам 2021 года их ждет совокупный убыток в 26,2 млрд руб., который к 2025 году вырастет более чем в два раза, до 61,6 млрд руб, прогнозируют авторы исследования. Крупнейшие компании из верхушки этого рейтинга более «живучие», а компании «второго и третьего ряда» будут с высокой вероятностью разоряться, говорил РБК директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

После 2025 года, если проблемы отрасли не решатся или решатся частично, власти могут столкнуться с недостатком мощностей для реализации планов по развитию инфраструктуры, отмечается в другом исследовании НАИК, подготовленном совместно с InfraOne Research.

Просмотров: 7489Опубликовано в: Бизнес
Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Метки

2021 «Столичные новости». Все права защищены!